В России вступило в силу Пекинское соглашение в сфере интеллектуальной собственности, которое предполагает расширенные права актеров, танцовщиков и музыкантов на вознаграждение за исполнение произведений с их участием. Новый порядок может быть распространен и на интернет-контент, и в этом случае онлайн-видеосервисам придется платить Российскому авторскому обществу (РАО), предупреждают эксперты. Пока такой практики в Гражданском кодексе (ГК) не предусмотрено, в случае ее лоббирования интернет-индустрия будет сопротивляться, обещают участники рынка.
Пекинский договор по аудиовизуальным исполнениям вступил в силу 28 апреля, сообщило представительство Всемирной организации интеллектуальной собственности (WIPO) в России. Он расширяет права исполнителей произведений на результат их труда и предполагает, что они получат имущественные права на воспроизведение аудиовизуальных записей со своим участием.
Это открывает возможность для актеров, музыкантов, танцовщиков и других исполнителей помимо разового гонорара претендовать на вознаграждение за каждую трансляцию.
Пекинский договор был принят в 2012 году и вступил в силу после ратификации 30-й страной; Россия ратифицировала его в 2015-м.
Многие исполнители живут от заказа к заказу, расширение прав особенно важно в условиях пандемии, когда многие творческие проекты остановлены, указано на сайте WIPO. Пекинский договор дает право собирать авторские вознаграждения в том числе с интернет-площадок. Такое расширение на руку не только российским артистам, но и организациям по коллективному управлению правами (ОКУП) вроде РАО, но только если в ГК будут внесены соответствующие поправки и ОКУП получит аккредитацию от Минкульта на сбор вознаграждения с кинотеатров, онлайн-кинотеатров, телеканалов и кабельных операторов. В РАО не смогли оперативно предоставить комментарий.
Для России положения Пекинского договора носят обязательный характер, хотя в нашей стране признается главенство именно российских законов в случае возникновения противоречий. Россия участвует практически во всех международных соглашениях по защите авторских и исключительных прав, поэтому ГК и федеральные законы уже обеспечивают защиту в том числе прав актеров, музыкантов и иных артистов. По мнению экспертов, вступление в силу Пекинского договора на практике в первую очередь будет означать, что исполнитель не может быть ущемлен в правах при заключении с ним контракта в любой из стран, присоединившихся к соглашению.