Давайте окунёмся в прошлое и покопаемся откуда вообще взялось пиратство и с чем его едят))) Lenta.ru опубликовали довольно таки обширный исторический обзор на эту тему, прочитав все 3 части, кстати с огромным удовольствием, решил сделать упрощённый вариант (да простят меня ребята из Ленты https://pirates.lenta.ru/chapterone …сократил, упростил, но не посягаю)
«Началось все в 80х, представим, что господин «Н» купил в комиссионном магазине свой первый видеомагнитофон по страшной для того времени цене — аж 1800 рублей, при том, что средняя зарплата тогда составляла 110-120 рублей. И вот оно-начало… пришла в голову господину чудная бизнес-модель — как на этом хорошо заработать и открыл он в одном из кафе первый (и последний) видеосалон. Идея оказалось прибыльной, в месяц такой «предприниматель» зарабатывал 1500руб… Слова «видео пиратство» в Советском Союзе не было, но по сути этим то они и занимались, при этом милиция не трогали «пиратов», умудрялись договариваться. Для прибыли главное было достать иностранные боевики, которые попадали под «культ жестокости» в СССР, а они пользовались спросом в подпольных предприятиях такого толка, ведь в государственных видеосалонах ничего подобного не показывали.. дело пошло..
С середины 80-х начали осваивать новый формат — видеокассеты. Как правило, те, кто имел 5-10 кассет с видеофильмами, знали друг друга, встречались и менялись носителями. Людей не особо смущала дороговизна кассет, потому что среди них шел так называемый длинный «чейндж» — широкий обмен. Если у видеомана было 5 кассет, при удачном стечении обстоятельств за неделю он мог получить их все обратно с новыми фильмами.
Вскоре в Москве появились пункты видеопроката и с большой фильмотекой можно неплохо заработать на ее прокате. Так в начале 90-х годов видеомагнитофон перестал быть роскошью и видеопрокат стал настоящим бизнесом.
В 1994–1995 видеопиратство в России четко сформировалось как явление. Появились не только домашние студии, но и довольно серьезные студийные комплексы, расположенные на фабриках или в техпомещениях, ежемесячный заработок подпольной студии составлял до 10000$ (Конечно же этим бизнесом занимались условные ОПГ и воры в законе — ведь эта индустрия приносила немалую прибыль). В общем, бизнес цвёл и в стране началась имитация антипиратской ревизии… Начало серьезной борьбы с пиратством многим запомнилось по проводившимся в Москве антипиратским акциям, когда контрафактную продукцию собирали в огромную кучу и давили бульдозером (наверняка видели по телевизору, я вот прекрасно помню такие репортажи)..только как бы не курьезно звучало, что не давилось и оставалось целым, растаскивалось артистами или людьми, которые только что выступали против пиратства…
В начале 2000-х пришло время нового носителя — DVD, и палатки с контрафактными дисками буквально заполонили улицы российских городов. Но не всегда торговая точка удовлетворяла запрос всех потенциальных покупателей, дело стало спориться, и интернет решил задачу – нашел, записал… и вуаля, под прилавком лежал запас записанных болванок — для любителей «определенных фильмов». Пиратские DVD заполонили Москву под землей, на земле и даже в воздухе… Многие заводы, работавшие на «лицензию» днем, занимались «пиратками» ночью, дабы не простаивать… закон закрывал глаза, одни и те же люди и «крышевали» пиратский бизнес, и расследовали преступления в этой сфере. А главной проблемой в Москве в то время были прежде всего точки сбыта. Они располагались практически на каждой станции метро. Постепенно пираты стали арендовать места в продуктовых магазинах, у предкассовой зоны, потом переезжали на небольшие рынки возле метро, в торговые центры и на продовольственные рынки, они не останавливались и находили выход из любой ситуации, новое препятствие «прибыли» — пиратская продукция стала уходить с прилавков под прилавок. Все понимали: единственный способ борьбы с пиратством — продавать «лицензию» по ценам, близким к «пираткам», компании, занимавшиеся выпуском лицензионной видеопродукции, зарабатывали с каждого диска минимум, а иногда даже продавали тираж по себестоимости, пиратка начала разбавляться легальной, что для правообладателей было большим плюсом… В этой ожесточённой войне правообладатели и борцы с пиратством поначалу не замечали того, что происходило интернете. Радуясь тому, что «лицензии» на прилавках все больше, а контрафакта — все меньше, они не предвидели, что скоро любой фильм или сериал можно будет получить не только абсолютно бесплатно, но и не выходя из дома.
2000е… пираты не спали и на смену локализованным сервисам с небольшим набором серверов пришли торренты: The Pirate Bay, российский вариант — Torrents.ru, позднее сменивший название на Rutracker… Люди кинулись качать фильмы, музыку и программы, необходимость платить за что-либо в интернете моментально отпала. Именно пираты подсадили россиян на зарубежные телешоу. Началось все с «Остаться в живых», который тогда показывал Первый канал. Пока по телевизору шел первый сезон, студия Lostfilm успевала перевести уже отснятые на тот момент второй и третий сезоны, и поклонники сериала ринулись качать серии в их переводе. Сайт lostfilm.tv существует до сих пор, и именно на нем одними из первых появляются новые серий популярных сериалов в качественной озвучке («Игра престолов» тоже будет там, к гадалке не ходи, уверен никто не будет покупать подписку, чтобы насладится своим любимым фильмчиков, оно не надо, у пиратов все готовенькое)… .
Какое-то время владельцы пиратских ресурсов арендовали серверы, делали свой плеер и вручную загружали через него огромное количество фильмов, которые затем встраивали на сайт, плеер с фильмом был наполнен рекламой, которая приносила и приносит доход владельцу площадки (в основном реклама казино и букмекерских контор). В результате в 2014 году одна за другой появились три первых крупных пиратских сетей по распространению контента, загружающих и структурирующих нелегальные фильмы и выдающих пиратам удобные встраиваемые плееры с вшитой рекламой…
Стоит отметить, что не малый вклад в пиратство внесла соц.сеть ВКонтакте… Павел Дуров, основатель «ВКонтакте», позволил всем пользователям заливать музыку и фильмы в соцсеть без оглядки на авторские права. И спустя пару лет площадка превратилась в одно из самых больших хранилищ пиратского контента, где достаточно было набрать название фильма и смотреть.
В 2012 году правообладатели потребовали перестать отбирать их деньги. На площадке появилась специальная форма DMCA, При этом официального антипиратского закона в стране так и не существовало. Впервые о нем заговорили и почти сразу же приняли в 2013 году, когда россияне шли смотреть фильм либо на торрент-трекер, либо в пиратские онлайн-кинотеатры. Закон принимали впопыхах, но мы так привыкли не платить, что люди вышли на уличные протесты, народная петиция против закона собрала более 100 тысяч подписей.
Далее был сформирован реестр заблокированных сайтов, а вести его было поручено Роскомнадзору. Не обошлось и без ошибок, как например в октябре 2015 года, когда под раздачу попали множество сайтов, которые опубликовали трейлер к российскому сериалу «Метод». А в январе 2015 года в сети оказались копии фильмов-номинантов на «Оскар», среди которых был и «Левиафан» Андрея Звягинцева: зрители тут же кинулись смотреть пускай и пиратскую копию, принялись обсуждать фильм до его выпуска, хотя создатели рассчитывали на то, что люди посмотрят его на большом экране…не вышло…
Спустя два года — в мае 2015-го появилось понятие «бессрочная блокировка», но уже тогда пираты не утруждали себя переживаниями по поводу вечной заморозки сайтов и оперативно перетаскивали весь контент на зеркала.
В начале 2016 года под бессрочную блокировку попали сразу 12 крупных торрент-трекеров. Но пока власти боролись с торрент-трекерами, которые и без их помощи теряли популярность, пираты осваивали быстрое создание сайтов и их копий, выводили и в топ поисковых систем…
До операторов поисковых систем добрались только в 2017 году: при поиске бесплатного фильма в «Яндексе» и в Google продолжают висеть пиратские площадки, которые суд просто не успевает признать незаконными. В этом же году был принят закон о зеркалах. Спустя четыре года после принятия первой версии антипиратского закона масштабное исследование показало, что каких-либо позитивных результатов он не принес. По итогам 2018 для рядового пользователя блокировка ничего не меняет: он так же вбивает в поисковик название кино и переходит по первым найденным ссылкам — меняются именно они. Не смотря на такую «успешность» закона затраты на него не маленькие, изначально Роскомнадзор запросил на борьбу с пиратством 100 миллионов рублей в год. Специалисты считают, что на начало 2018 года, было потрачено полмиллиарда рублей. При этом, по словам экспертов, последующее расширение действия закона потребовало уже 200–300 миллионов рублей в год. А насколько оправданы эти расходы ???…
В августе 2018 года телеканалы «Супер», ТНТ, «2×2» и ТВ3, которые входят в «Газпром-медиа», пожаловались в суд на «Яндекс. Видео» из-за пиратских копий их сериалов, которые свободно можно было посмотреть в витрине сервиса. Скандал между «Яндексом» и «Газпром-медиа» разрешился мягко, они решили самостоятельно регулировать ситуацию с пиратской продукцией, позднее правообладатели подписали меморандум, в рамках которого будут сами решать, что удалять из выдачи и от каких площадок с пиратским контентом необходимо избавиться и для этого был создан реестр нарушителей.. на самом деле реестр дублирует аналогичный сборник пиратских площадок, созданный в рамках закона.. До смешного, главный пират «Яндекс» попытался отмахнутся от этого статуса и анонсировал создание робота, который сможет очистить поисковик от ссылок на нелегальные сайты. Но правообладатели не очень в это верят.. и как не забавно, нет и динамики от антипиратского меморандума, ведь пираты с огромной скоростью множат зеркала и все так же быстро взлетают на верхние строчки в поисковиках, а претензия правообладателей — к сервису «Яндекс. Видео» — пока тоже остается без ответа.
Рынок легального кино в сети в России начал расти еще до принятия антипиратских мер, по итогам 2018 года рынок онлайн-видео вырос до 23,3–23,6 миллиарда рублей, хотя еще в 2017 году эксперты прогнозировали лишь 15,9 миллиарда рублей, а вот заработок пиратов за 2017 год был оценен в 85 миллионов долларов, россияне все еще не привыкли платить за фильмы и не понимают, зачем это делать, ведь конкурирующие кнопки обычно серьезно подходят к этому вопросу и стараются приобрести как можно больше культовых зарубежных комедий и драм, поскольку их наличие серьезно влияет на размер аудитории. В случае с киноновинками выбор таков: либо посмотреть фильм в кинотеатре, либо выждать несколько месяцев и посмотреть его в сети. Ну и зачем, когда пираты воруют фильм в тот день, когда он попадает в онлайн-кинотеатры, в него вшивается несколько надоедливых упоминаний казино или букмекеров — и копия готова к трансляции.
.. Как доложил В.В.Путину глава Роскомнадзора Александр Жаров «Сейчас ситуация кардинально изменилась»… И ситуация действительно изменилась — пираты научились быстро добывать фильмы в высоком качестве. По данным Group-IB, почти каждая кинокартина, вышедшая в 2018 году, была незаконно слита в сеть, и число просмотров нелегального контента среди россиян стремительно растет! А это значит, что каждый житель России и дальше будет смотреть и финансировать пиратов, почему? Все просто помимо этого — 110 раз в год он будет слышать в пиратских фильмах призыв «поднять бабла» в казино, где на самом деле невозможно выиграть. И 110 раз в год будет отдавать все свои сбережения тем, кто хвастается в рекламе пачками денег, а в реальном мире с огромной скоростью увеличивает число россиян, навсегда погрязших в долгах… а началось все с сентября 2017 года, когда врата ада приоткрыли свою зубастую пасть (чудное сравнение), явилось «низкорослое чудовище» — Витя АК-47 со своим заедливым треком «скажи АК, а как поднять бабла» для «Азино три топора»..(блин, пропел, на сутки в голову влезет теперь) … в общем, слава пришла, о существовании рэпера узнала вся страна — по крайней мере, та ее часть, кто смотрит кино в пиратских онлайн-кинотеатрах…ну да, вся страна… Как мы все знаем — реклама нелегальных интернет-казино и букмекерских контор — основной способ дохода для современных пиратов… Вирусная маркетинговая кампания Azino 777 вывела этот бренд на новый уровень узнаваемости, даже не пытаясь запомнить, этот трек засел в голову раз и навсегда, ведь их творение стало обязательной прелюдией к просмотру любого пиратского фильма и воплощением самого ненавистного ролика в интернете. А послушно (деваться то некуда, не пропустишь) смотрящие рекламу с Витей АК зрители вряд ли понимают, что становятся частью большой преступной схемы… и пускай сайты того же Azino 777 на территории России блокируются регулярно, это практически безуспешно. Популярные нелегальные сайты зарабатывают на рекламе Azino от 70 до 160 млн руб. в месяц, что позволило Azino 777 войти в десятку крупнейших рекламодателей в интернете, бизнес модель проста — в фильм вшивается преролл — рекламный ролик, без показа которого нельзя перейти к просмотру фильма, а прибыль пиратских ресурсов напрямую зависит от того, сколько человек посмотрели эту рекламу и перешли на сайт казино.
Как обрубить пиратам «золотую жилу»? не давать контент, но как, если они нанимают специальных людей, снимающих фильмы прямо в кинотеатре.. не смотря на то, что съемка в кинозале нелегальна по определинию, в России за это максимум можно получить штраф в размере 1500 рублей, доказать это практически невозможно… соответсвенно – было, есть и будет. Например, когда пиратится «Игра престолов» (сейчас эта тема актуальна, уж извините за повтор), первые переводы выходят спустя час после релиза. Надо понимать, что люди сидят полностью готовые, и за час они чуть ли не в режиме онлайн делают синхронный перевод, а потребители не приемлют саму идею платить за контент. Пиратами не рождаются. пиратами становятся, чему можно научится, да вообще, чего стесняться если практически весь «Яндекс. Видео» пиратский!
Лишить соблазнительного дохода? Допустим, как
отключить рекламу перед фильмом — жалобы, но какой смысл возмущаться рекламой
на сайтах, где ты и так незаконно смотришь пиратские фильмы? Зачем
жаловаться, если от денег онлайн-казино кормятся те же
переводчики, делающие просмотр любимой картины или сериала комфортным?… палка
о двух концах… Самое страшное, что реклама таких контор как Azino 777 – далеко
не схема «как поднять бабла», ведь люди сначала проиграют полученные при
регистрации 777 рублей, а затем и все семейные сбережения…
Пиратство никуда не уходит и похоже не
уйдет… По данным Group-IB,
прошлый 2018-й год стал годом заката технологии torrent — но сейчас
80 % фильмов и почти 90 % сериалов смотрят именно онлайн»…
Полная версия истории пиратства на Lenta.ru https://pirates.lenta.ru/chapterone