В историю российского кино 2024-й может войти как год массового закрытия кинозалов, которые перепрофилируют в ярмарки, фуд-коры или даже бани. Но прежде чем это произойдет, традиционный кинопрокат решил дать последний и решительный бой онлайн-кинотеатрам, заманивая зрителей пиратским контентом.
Кинопрокат убит, но еще не умер, так начинается история «начала конца» в одном из изданий… так ли это, давайте разберемся)
У военврачей есть понятие «раненый убит, но пока еще не умер». Так и кинозалы: когда-то собирали завидные прибыли, с большим трудом пережили пандемию, уход голливудских мейджоров, теперь работают только ради того, чтобы не закрыться. До 2020 года, по разным оценкам, отрасль приносила от 50 млрд до 55 млрд рублей выручки, но с тех пор сборы упали до 22 млрд рублей в год.
Что же делать? Как нарастить выручку и не «кануть в лету»?
… Кинотеатры давненько перешли к практике пиратских показов, но выглядит это последней конвульсией перед тем, как окончательно затихнуть. В лучшем случае классические кинотеатры сохранятся в виде немногочисленных клубов киноманов для просмотра замысловатого авторского кино.
Не хватало еще, пришли «онлайны»… Так первопроходцем на российском рынке онлайн-кинотеатров считается Tvigle, стартовавший в 2007 году. В 2010-м появился ivi. На следующий год запустился Megogo, затем — уже все остальные. В 2023 году выручка российского рынка видеосервисов составила 111,7 млрд рублей, показав рост на 28,9 %, а вот кинотеатры заработали резкий «облом обвал».
Ранее новые фильмы шли вначале в кинозалах и только после того, как собиралась касса — попадали в онлайн-кинотеатры. Но сегодня все меняется, новинки могут запускаться одновременно на всех площадках — под лукавые разговоры, что это не приводит к снижению заполнения кинозалов, а лишь к плодотворному сотрудничеству. Стриминговые платформы теперь тоже получают право первого проказа, а вместе с ним и новые преимущества. Владельцам же кинозалов остается лишь делать хорошую мину при плохой игре и пускаться во все тяжкие. Например, зазывать зрителей пиратскими показами (В кинотеатрах России было приостановлено, затем вновь введено предсеансное обслуживание, которое предполагает показ голливудских кассовых хитов в сочетании с российскими короткометражными фильмами). Но это тупиковый путь, как у видеосалонов 90-х годов прошлого века, которые полностью игнорировали авторские права, а вместе с ними и качество показов. Финал этой истории известен. Напомню, на фоне потери крупных голливудских премьер в России закрылись 125 кинотеатров — 6% от их общего числа в феврале 2022, так что, либо воруй, либо «сдохни»…а на практике, как не вертись, всё равно «помрешь»…
Есть ли выход? Кто-то находит)) Крупные федеральные сети вроде «Синема парк», «Формула кино», «Каро» признают, что некоторые залы в крупных городах уже консервируются, но потом непременно откроются, как только качественного контента в прокате станет больше. А тем временем, не привлекая внимания, владельцы кинотеатров обращаются к риелторам. Так, например, в Санкт-Петербурге кинозалы в торговом комплексе «Лиговъ» превратили в офисы. В Москве ТРК «Щука» перестроил такие помещения под фитнес-центр. А поскольку в последнее время становятся популярными бани, то залы без окон и с высокими потолками подойдут и под такой вид досуга…
Чтобы понять, как станут развиваться события, достаточно посмотреть на планы ведущих западных стриминговых сервисов, которые начали уже самостоятельно, а не на паях, производить полноценные фильмы. И это не «мыло», а полноценные, самостоятельные художественные произведения с драматургией и высоким уровнем режиссуры… Но есть проблема. Такие фильмы не окупаются и пока являются имиджевыми проектами.
Кстати, как отметил эксперт, винить пандемию или уход мейджоров в закате эры кинотеатров ошибочно. Все эти события лишь ускорили процессы, которые начались ранее. Напомню, еще в 2022 вставал вопрос, сколько же останется «плавать» кинотеатрам, а кто потонет… яркий пример, участь «Мамута», он тоже смотрел на «бизнес» с оптимизмом. А как показала практика, никто не застрахован от краха, но «успешные стратегии» и «знающие маркетологи» не только не помогают «спасению», наоборот, закапывают глубже… Параллельный импорт не помог, пиратство не спасает, государство не поддерживает и кинотеатры «мрут как мухи»… в баню, так в баню…