Из ориентировки потребителя: старый жулик NMT 450, он же CDMA, представляющийся как2G, он же GSM, выдающий себя за 3G, входящий в доверие под именем LTE, он же 4G. Воровал деньги со счёта под именем GPRS.
Все вышеперечисленные технологии развивают и продвигают сотовые операторы, отрасль явно инвестиционно перегретую. Деньги очень большие, поэтому все возможные барьеры сносит на своём пути как торнадо. У них даже отсутствует инстинкт самосохранения. Не окупив вложения от технологий предыдущих поколений, унаследовав технические и технологические недостатки и риски от технологий предыдущих поколений, инвесторы начинают новую партию под названием 4G, не жалея при этом средств на рекламу и продвижение. Различные гаджеты оснащаются поддержкой 4G, которые выступают драйвером спроса на услугу. При этом данные гаджеты iPhone и iPad аналитики уже называют не драйверами, а убийцами сети 4G. Но, обо всём по порядку.
Изначально сети сотовой связи строились для удовлетворения потребности абонентов в голосовом общении, как дополнительный сервис предлагалась отправка SMS, т. к. первоначально сотовые сети конкурировали с сетями пейджинговой связи.
Станции стандарта NMT 450 ставились из расчёта покрытия 1 база на 50-70 км. Волны хорошо распространялись, при этом одна база могла одновременно обслуживать небольшое количество абонентов и, т. к. использовалась канальная коммутация, достаточно было канала Е1 равного 2,048 Мбит/с, который обычно подводился при помощи релеек. Связь была очень востребована, абонентов останавливала только высокая цена телефонов и самих услуг, а так же вес и габариты аппаратов. Это и была плата за использование данного частотного диапазона.
При переходе на стандарт GSM 900/1800 МГц, зона действия одной базовой станции сократилась до 25 км, а в условиях городской застройки и того меньше, при этом телефоны стали компактными, лёгкими и недорогими. Появились инвесторы, для которых возврат инвестиций являлся главной целью. Основным принципом расстановки базовых станций стало не частотное планирование, а нагрузка на базовую станцию. Базовые станции так же подключались к сети при помощи релеек.
Успех окрылил первых инвесторов. В отрасль шли дополнительные инвестиции, инвесторам нужны прибыли, маркетологи подняли знамя 3G и сервисов мобильной передачи данных, взяв за основу бизнес-планов стоимость SMS трафика, что очень сильно завысило их ожидания. За счёт инвестиционного давления правительство упростило все порядки и процедуры выделения частот, процедуры строительства и сдачи сетей, которые на самом деле требовались, прежде всего, самим операторам для качественного проектирования и строительства сетей, теперь его не стало. При этом зона действия базовых станций за счёт дополнительной нагрузки, которую генерировали дополнительные сервисы, ещё больше сократилась. При этом, ни одна сеть не была построена до конца, зоны действия сетей напоминают лоскутное одеяло, сшитое белыми нитками. Причём максимальное покрытие у старых технологий NMT 450, которые стремительно теряли абонентскую базу из-за своих недостатков: большой массы и габаритов абонентских устройств и отсутствия дополнительных сервисов. Это привело к одной интересной особенности, не было эволюционной смены технологий, шли сплошные технологические революции и все технологии существовали параллельно. Если внимательно посмотреть карты покрытия сетей 2G и 3G, то они совпадают, но ведь радиус действия станций меньше? Отсюда появились риски, связанные с безопасностью использования одновременно всех технологий. У оператора есть выбор: поставить новую базовую станцию, что стоит очень больших денег или увеличить излучаемый уровень мощности, выбор «инвесторов» очевиден.
При этом, за счёт инвесторов появилась избыточная конкуренция, тарифы стремительно полетели вниз. Операторы, под давлением инвесторов, стали любым путём покрывать свои затраты, от банального воровства денег со счёта абонента, за якобы предоставленные услуги, до более экзотических методов, через аффилированные сервисы коротких номеров, и внутреннего роуминга. Их изобретательности нет предела, придумали подписывать всех на дополнительные платные услуги, от которых необходимо отписаться, но при этом абонент может и не знать об их существовании, естественно всячески запутывались расчёты. При всех этих ухищрениях инвестиции всё равно не успевали окупаться, и это негативно стало сказываться на качестве услуг. Проникновение сотовой связи у потребителей превысило 100% населения, при этом покрытие каждого из операторов не обеспечивает и 30% территории нашей страны. Все знают что с «Новым годом» нужно поздравлять или до или после праздника, т. к. сети не справляются с «пиковой нагрузкой». Даже новый термин «пиковая нагрузка» придумали маркетологи, хотя расчёт связи и должен проводиться исходя из удовлетворения «пиковой нагрузки». Если отъезжаешь на 30-50 км от города, то связь бывает «местами», даже вдоль федеральных трасс. На эту проблему обратил внимание Путин В.В., во время своего автопробега до Владивостока. Получился парадокс: сети не обеспечивают полного покрытия территории страны, не выполняются лицензионные условия, не справляются с существующей нагрузкой, и инвесторам нет смысла дальше вкладываться в строительство сетей, т. к. проникновение у населения и так больше 100% и строительство новых сетей больше прибыли не принесут. При этом начали звучать разговоры о социальной ответственности и помощи государства при выполнении лицензионных условий.
Пока такие «маркетинговые ходы» не проходят, но, судя по ухудшающемуся качеству связи, сети никто за свой счёт достраивать не собирается. Наверное, поступят как обычно: наберут маркетологов и лоббистов, которые обоснуют, что белое это чёрное и, наверняка, за счёт бюджетных средств, выполнят «социальные обязательства». А все поручения Президента сводятся к профанации, авось он здесь не поедет… так и появляются «карты покрытия федеральных трасс».
В такой ситуации, при отсутствии полноценных сетей 3G и дешёвых денежных ресурсов было поднято знамя 4G. Может быть, появились новые потребности абонентов? Вроде старые потребности пользователей ещё не смогли удовлетворить в виде недорогого, качественного голосового общения. Может быть, произошла смена технологических формаций, в чём нас пытаются убедить маркетологи? Мол, появились новые гаджеты, с поддержкой сетей 4G и потребитель «ждёт услугу», но после внедрения первых сетей 4G эти самые новые гаджеты стали называть их убийцами. iPhone и iPad имеют HD разрешение экранов, пользователям обещали сверхскоростной Интернет, поэтому они стремятся потреблять тяжёлый видео-контент on-line. Т.к. базовые станции имеют достаточно большой радиус действия, доставшийся от сетей 2G/3G, и достаточно скромную пропускную способность, а так же по результатам конкурсов на частоты в России, каждому оператору досталось по 2 полосы по 7,5 МГц, что позволяет получить максимальную скорость в прямом канале 70 Мбит/с и 30 Мбит/с в обратном канале на всех абонентов, что при учёте плотности городского населения и уровня проникновения гаджетов, мы в лучшем случае получим обещанный 1 Мбит/с на абонента, при этом HD видео контент требует гораздо большую полосу и имеет устойчивую тенденцию к росту, и уровень проникновения гаджетов тоже растёт. При этом сам iPhone или iPad может выступать в качестве WiFi роутера для других устройств с поддержкой WiFi, при этом WiFi может утилизировать полосу до 150 Мбит/с, трафик при этом растёт лавинообразно, эту проверку и не выдерживают сети 4G.
Получается, что строится сеть, жизненный цикл которой, судя по бизнес-планам, рассчитан на 15-20 лет, но, при этом, она уже не удовлетворяет сегодняшним потребностям абонентов. В этой ситуации, кроме потребности инвесторов получить дополнительные прибыли, никаких драйверов этого процесса нет, а это первый признак финансового пузыря, который приведёт к стагнации рынка и отрасли в целом, а сети 4G грозят превратиться не в массовый доступный сервис, а в дорогой элитарный продукт или умереть не родившись.
Это конечно спорные выводы, но можно привести несколько примеров. Широко разрекламированная сеть WiMax, развиваемая в России под брендом Yota, умерла, фактически не родившись. При этом Yota теперь является пионером LTE в России. С силой бренда я согласен, но вот опыт обычно ценится только положительный, а здесь в зачёт идёт и отрицательный. Мифом является и то, что все гаджеты поддерживают модный формат 4G. Да, Apple, в своих супермодных iPhone и iPad имеет поддержку 4G. Я, конечно, не буду спорить с авторитетом Стива Джобса, сам считаю его гуру маркетинга, изменившего многие представления людей и сформировавшего в целом культ Apple. Но его уже нет с нами и не факт, что его преемникам удастся повторить его феноменальный успех. При этом другой гигант и основной конкурент Google не спешит добавлять поддержку 4G в свои устройства, они больше заботятся о доступности и функциональности своих устройств, т.е. оптимизируют их по соотношению цена/качество. Мне кажется, такая стратегия продвижения устройств на массовый рынок более правильная, по крайней мере, для сегмента массового рынка, а не высокомаржинального элитарного сегмента, в котором работает Apple.
Выигравшие конкурс операторы большой тройки, сами переосмысливают последствия этого конкурса. С одной стороны гигантские денежные ресурсы уже потрачены на покупку частот, с другой — туманные перспективы внедрения 4G и ещё большие расходы, при этом нет очевидной выгоды для операторов. Цель внедрения LTE в презентации нового министра связи http://minsvyaz.ru/ru/news/index.php?id_4=43490 была благая — ликвидация цифрового неравенства, но в лицензионных условиях прописали запуск сетей к 2019 году в городах с населением от 50 тыс. человек. По-моему глубокому убеждению в таких городах нет никакого цифрового неравенства, там давно построены проводные сети, а где их нет, надо поработать над снятием административных и коррупционных барьеров. Как-то это плохо вяжется с ликвидацией цифрового неравенства. Видя «нерешительность» операторов, государство в лице Минсвязи уже берёт на себя повышенные обязательства по «конверсии» спектра, мол, сократим срок «конверсии» с 10 до 2 лет. Цели конечно грандиозные, но настораживает отсутствие положительного опыта решения задач такого масштаба у нового министра, и как бы всё это не свелось к самоустранению государства и проверки уровня терпимости у народа, чтобы не мешать «инвесторам». Как бы это не кончилось новой волной мошенничества со стороны операторов по отношению к своим абонентам: лотерей, роумингов из сетей 2G в сеть 4G и других «фишек» по «честному отъёму денег» у абонентов.
А как у них? Мы любим равняться на передовой зарубежный опыт. Возьмём прошедшую Олимпиаду 2012, у них никто не взял на себя обязательств построить и обеспечить всех гостей связью 4G. А потребности гостей обеспечивали тысячи платных и бесплатных WiFi hotspot, только BT разместил 1500 точек доступа на олимпийских объектах, всего по Лондону более 5000 точек.
P.S. Мы уже вступили в ВТО, государство будет вынуждено постепенно снимать барьеры для иностранных игроков, которые будут вести более взвешенную, последовательную техническую политику. И наша большая тройка может оказаться просто финансово несостоятельной в конкурентной борьбе, им просто нечего будет противопоставить. Развитие сети Tele 2 удалось остановить только благодаря административным барьерам, во многих регионах присутствия наши «чемпионы» просто ничего не смогли противопоставить своему зарубежному коллеге, у которых не принято мошенничать со счетами абонентов, принято считать деньги и не ввязываться в технологические авантюры.